Минимальное количество учредителей некоммерческой организации

Чтобы открыть некоммерческую организацию, прежде всего нужно четко понимать, чем она будет заниматься, т.е. какой будет сфера ее деятельности. Это действительно очень важно, как для определения организационно-правовой формы будущей НКО, так и для правильного и точного отражения перечня видов деятельности некоммерческой организации в ее уставе. Это в дальнейшем позволит вашей организации действовать без лишних нареканий со стороны государственных контрольных органов.

Как открыть некоммерческую организацию (пошаговая инструкция) — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — НА ГЛАВНУЮ

Некоммерческие партнерства (НП или НКП) – это организации, учреждаемые физическими или юридическими лицами для взаимной помощи и объединения ресурсов каждого из учредителей. Данные структуры – подвид некоммерческих организаций (о том, что это такое – чуть позже).

Некоммерческие партнерства: устав, состав, виды

Некоммерческая организация (НКО) — организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью, только если данная деятельность направлена на достижение целей организации.

Некоммерческие организации

Учредителями некоммерческих организаций могут быть как физические, так и юридические лица. Юридическими учредителями всех общественных объединений могут выступать только другие общественные объединения, т.е. органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные унитарные предприятия, коммерческие организации и другие некоммерческие организации не могут быть учредителем общественного объединения. Минимальное количество учредителей для общественного объединения — 3 (три) физических или юридических лица. Другие формы НКО может учредить и одно лицо (физическое или юридическое), за исключением некоммерческого партнерства и ассоциации (союза), для учреждения которых надо как минимум два учредителя. Ещё одно ограничение — государственные и муниципальные организации не могут учреждать благотворительную организацию.

Минимальное количество учредителей некоммерческой организации

Законодатель в новой редакции пункта 4 статьи 50 ГК РФ разрешает некоммерческим организациям осуществлять приносящую доход деятельность, «если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.» Содержание термина «деятельность, приносящая доход» не устанавливается ни данными изменениями, ни другими нормами законодательства, что может привести к существенным проблемам в практике применения данной нормы.

Государство сократило количество организационно-правовых форм для НКО

В уставе можно урегулировать и многие другие отношения, например связанные с порядком финансирования деятельности объединения, коммерческой тайной, ведением учета и отчетности, формированием персонала, принятием локальных актов ассоциации (союза), внесением изменений и дополнений в устав и т.п.

УЧРЕДИТЕЛИ АССОЦИАЦИИ (СОЮЗА)

Член ассоциации (союза) осуществляет корпоративные права, предусмотренные пунктом 1 статьи 65 2 настоящего Кодекса, в порядке, установленном в соответствии с законом уставом ассоциации (союза). Он также вправе на равных началах с другими членами ассоциации (союза) безвозмездно, если иное не предусмотрено законом, пользоваться оказываемыми ею услугами.

Ассоциации и союзы — некоммерческие корпоративные организации

Итак, определившись с организационно-правовой формой самым главным становится — это написать устав. Устав будет основным документом, руководством для НКО на всем протяжении жизни и деятельности. Именно его будут часто изучать и налоговые органы, и грантодатели, и госструктуры, с которыми вы будете сотрудничать. Устав должен не ограничивать вас в ваших действиях, а открывать перед вами большие возможности для самой разнообразной деятельности в будущем (в пределах разумного, конечно).

Учредители, создание и реорганизация НКО

По решению высшего органа управления организации полномочия органа управления могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения этим органом своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований. Споры, связанные с участием в ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом и объединяющей субъектов предпринимательской деятельности (корпоративные споры), рассматриваются арбитражными судами (п. 4.1 ст. 33, ст. 225.1 АПК РФ).

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ КОРПОРАТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

  • ее наименовании;
  • юридическом адресе;
  • территории, на которую распространяется деятельность организации (последние могут быть общероссийскими, региональными, местными);
  • целях и предмете деятельности;
  • членстве, участии;
  • процедуре и основаниях обретения и утраты членства;
  • составе, компетенции, сроке полномочий руководящих и ревизионных органов;
  • порядке принятия решений;
  • перечне вопросов, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством;
  • о правах и обязательствах членов (отдельно описывается их ответственность);
  • правах общественной организации и ее территориальных органов по управлению активами;
  • процедуре внесения изменений в устав;
  • порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации.
Обратите внимание =>  Можно ли платить госпошлину третьим лицам

Учредители и устав общественной организации

Учредительные документы ассоциаций (союзов), созданных до дня вступления в силу Федерального закона № 8-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (далее — ФЗ «О некоммерческих организациях — прим.ред.), подлежат приведению в соответствие с нормами части первой ГК РФ при первом изменении учредительных документов таких ассоциаций (союзов).

Обзор изменений законодательства о правовом положении ассоциаций (союзов)

В соответствии с действующим Законодательством РФ, учредителями некоммерческих организаций могут выступать полностью дееспособные, достигшие совершеннолетнего возраста, граждане (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства) и (или) юридические лица (российские и зарубежные). В зависимости от организационно-правовых форм создаваемых некоммерческих организаций, Законодательством РФ предусмотрен ряд особенностей в отношении их учредителей.

Учредители некоммерческой организации

Законодательство о потребительской кооперации не допускает учреждения потребительского общества одним лицом. При учреждении такой некоммерческой организации число граждан-учредителей не должно быть менее пяти, а если потребительское общество учреждается с участием юридических лиц, то их не может быть менее трех.

Способы создания и ликвидации некоммерческих организаций

Число учредителей автономной некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом (пункт 1.3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях). При этом членства в автономной некоммерческой организации нет. В роли учредителей автономной некоммерческой организации могут выступать как физические, но только полностью дееспособные (в том числе иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации), так и юридические лица.
Пунктом 1.2 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях установлен перечень лиц, которые не вправе стать учредителями автономной некоммерческой организации.
В состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации не могут быть включены следующие категории:
1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;
2) лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
3) общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
5) лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов.
Если в состав учредителей войдет хотя бы одно лицо из этого списка, в государственной регистрации автономной некоммерческой организации могут отказать (подпункт 5 пункта 1 статьи 23.1 Закона о некоммерческих организациях).
В том случае, если один из учредителей в последующем захочет выйти из автономной некоммерческой организации, то сама организация от этого не пострадает, поскольку имущество, переданное учредителем автономной некоммерческой организации, обратно ему не возвращается. В момент передачи имущество становится собственностью автономной некоммерческой организации, а учредители не сохраняют на него никаких прав. При получении от учредителя в качестве взноса недвижимого имущества, автономная некоммерческая организация должна обратиться в Федеральную регистрационную службу с целью регистрации перехода права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 1 статьи 131 ГК РФ). Отметим, что это должна сделать именно автономная некоммерческая организация, получившая имущество.
Данные разъяснения основаны на следующем. В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В рассматриваемой ситуации правообладателем недвижимого имущества является автономная некоммерческая организация, поэтому именно она должна обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации своего права собственности на данное имущество (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2008 г. N А41-К1-21569/07).
При принятии решения о создании автономной некоммерческой организации учредители должны подготовить учредительные документы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о некоммерческих организациях для автономной некоммерческой организации учредительным документом является устав, утвержденный учредителями (участниками).
В уставе автономной некоммерческой организации должны быть определены:
— наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;
— место нахождения некоммерческой организации;
— порядок управления деятельностью;
— предмет и цели деятельности;
— сведения о филиалах и представительствах;
— источники формирования имущества некоммерческой организации;
— порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации;
— порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации;
— иные положения, предусмотренные федеральными законами.
Кроме того, учредители (участники) автономной некоммерческой организации вправе заключить учредительный договор (пункт 1 статьи 14 Закона о некоммерческих организациях). Заключая такой договор, учредители тем самым обязуются создать юридическое лицо — автономную некоммерческую организацию.
В учредительном договоре определяются такие моменты, как:
— порядок совместной деятельности по созданию автономной некоммерческой организации;
— условия передачи организации своего имущества;
— порядок надзора за деятельностью автономной некоммерческой организации;
— порядок выхода учредителей из состава некоммерческой организации.
Прямое указание на то, что учредительный договор относится к учредительным документам автономной некоммерческой организации, в Законе о некоммерческих организациях отсутствует, поэтому отнесение его к таковым является спорным моментом. В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 14.11.2006 г. N Ф08-5833/2006 по делу N А53-3205/2006-С4-41 по этому вопросу даны следующие разъяснения. Учредительный договор автономной некоммерческой организации, заключенный ее учредителями не в силу обязательных предписаний закона, а по доброй воле, не относится законом к учредительным документам. Пунктом 2 статьи 14 Закона о некоммерческих организациях установлено, что требования учредительных документов обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией и ее учредителями (участниками). Поскольку учредительный договор не является учредительным документом, автономная некоммерческая организация не вправе требовать от учредителя внесения платежей, установленных учредительным договором. Этот документ порождает права и обязанности только между самими учредителями.
При этом, как отметил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, учредительный договор порождает гражданско-правовое обязательство, исполнения которого можно требовать в судебном порядке (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.08.2006 г. N 5244/06). Согласно пункту 3 статьи 308 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон. При этом договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должнику следует произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от него исполнения обязательства в свою пользу. Учредительный договор как раз и является таким договором: учредители заключают договор в пользу третьего лица — автономной некоммерческой организации, которое в силу закона вправе выставлять им требования.
Автономная некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Законом о некоммерческих организациях порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.
Регистрацией некоммерческих организаций, в т.ч. автономной некоммерческой организации, занимается Минюст (Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»).
Согласно пункту 4 статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях документы, необходимые для регистрации автономной некоммерческой организации, нужно представить в уполномоченный орган или его территориальный орган в течение трех месяцев со дня принятия решения о создании такой организации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях к таким документам относятся:
— заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
— учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;
— решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
— сведения об учредителях в двух экземплярах;
— документ об уплате государственной пошлины;
— сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;
— при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование;
— выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица.
Если необходимые для государственной регистрации документы будут представлены в уполномоченный орган не полностью либо оформлены ненадлежащим образом, в государственной регистрации автономной некоммерческой организации откажут.
Решение об отказе в государственной регистрации автономной некоммерческой организации можно обжаловать в вышестоящий орган или в суд. Если же отказ учредители считают обоснованным, устранив недостатки, документы можно опять представить в Минюст или его территориальный орган в общеустановленном порядке.
Необходимо отметить, что при государственной регистрации автономной некоммерческой организации взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 9 статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях).
В структуре органов управления автономной некоммерческой организации выделяют высший и исполнительный органы управления.
Высшим органом управления автономной некоммерческой организации является коллегиальный высший орган управления (пункт 1 статьи 29 Закона о некоммерческих организациях).
Данный орган в автономной некоммерческой организацией создается, чтобы обеспечить направленность деятельности организации на достижение целей, для которых она была создана. Он отнесен к высшему органу управления автономной некоммерческой организации и уполномочен на решение следующих вопросов:
— изменение устава автономной некоммерческой организации;
— определение приоритетных направлений деятельности, принципов формирования и использования ее имущества;
— образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий;
— утверждение годового отчета и годового баланса;
— утверждение финансового плана и внесение в него изменений;
— создание филиалов и открытие представительств;
— участие в других организациях;
— реорганизация и ликвидация автономной некоммерческой организации.
Учредительными документами автономной некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение перечисленных вопросов.
На основании пункта 5 статьи 29 Закона о некоммерческих организациях лица, являющиеся работниками автономной некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть от общего числа членов ее коллегиального высшего органа управления. Данное ограничение имеет целью не допустить излишней независимости организации от ее учредителей, которые в этом случае могут терять право собственности на имущество, переданное ей.
Автономная некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций. Исключение составляют компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.
Данная норма согласуется с положением статьи 11 ТК РФ, согласно которой трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор). Данное положение ТК РФ не применяется, если в установленном ТК РФ порядке эти лица одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей.
В Законе о некоммерческих организациях не сказано, кто входит в состав коллегиального органа, однако есть ограничение. Для такого органа, созданного для управления автономной некоммерческой организации, лица, являющиеся работниками организации, не могут составлять более чем треть от общего числа членов коллегиального высшего органа управления (пункт 5 статьи 29 Закона о некоммерческих организациях).
Также, что касается заседания коллегиального органа, то оно может проводиться на законных основаниях только тогда, когда на нем присутствует более половины его членов. При этом решение принимается большинством голосов членов, присутствующих на заседании коллегиального органа. Решение по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления автономной некоммерческой организации принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с законодательством и учредительными документами.
Исполнительный орган автономной некоммерческой организации может быть коллегиальным или единоличным. Образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий осуществляются по решению высшего органа управления, которым для автономной некоммерческой организации является коллегиальный орган управления.
Исполнительный орган решает те вопросы, которые не относятся к компетенции коллегиального органа управления. Он осуществляет текущее руководство деятельностью автономной некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления организацией. Такими полномочиями обладает, как правило, руководитель автономной некоммерческой организации, который согласно Закону о некоммерческих организациях может рассматриваться как один из представителей исполнительного органа управления автономной некоммерческой организации или являться единоличным его представителем (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.04.2006 г. по делу N А82-9622/2005-10).
Круг прав и обязанностей руководителя автономной некоммерческой организации определяется заключенным с ним трудовым договором. По отношению к третьим лицам руководитель автономной некоммерческой организации действует в рамках доверенности, выданной некоммерческой организацией (статья 185 ГК РФ). Доверенность выдается в письменной форме и, если предполагается совершение сделок, требующих нотариальной формы, нуждается в нотариальном удостоверении. К компетенции руководителя автономной некоммерческой организации относятся вопросы управления, которые не являются исключительным правом учредителя или коллегиального органа автономной некоммерческой организации.

Обратите внимание =>  Характеристика семьи на конкурс семья года образец

Регистрация автономной некоммерческой организации одним лицом

Например, Закон «Об общественных объединениях» дает следующий перечень положений, которые должны быть закреплены в уставе общественного объединения: название; цели и организационно-правовая форма; структура общественного объединения; территория, в пределах которой объединение осуществляет свою деятельность; условия и порядок приема в члены общественного объединения, выхода из него, когда оно имеет фиксированное членство; права и обязанности членов (участников); компетенцию, порядок образования руководящих органов, сроки полномочий руководящих органов общественного объединения и его организаций; источники образования средств и иного имущества общественного объединения и его организаций; порядок внесения изменений и дополнений в устав; порядок прекращения деятельности 1 .

Учредители (участники, члены) некоммерческой организации