Как отличить муниципальную землю от федеральной

Право собственности является наиболее полным по содержанию правом на имущество. По своей правовой природе — это одно из основных вещных прав. Выступая в качестве объекта права собственности, земля приобретает особенные правовые черты: она становится “имуществом” или “вещью” — тем предметом гражданского и земельного права, который отличают особые юридические признаки.

Государственная и муниципальная собственность на землю

Формы земельной собственности напрямую зависят от потребностей экономического развития производительных отношений общества и их соответствия производительным силам, поэтому они постоянно претерпевают определенные изменения. Согласно ст. 9.2 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Принятый 25 октября 2001 г. ЗК РФ также закрепил множественность форм земельной собственности.

Формы собственности на землю

Появление широкого круга частных собственников в городах привело к необходимости регламентировать соотношение частного и публичного интереса посредством установления ряда градостроительно-планировочных ограничений правообладателей земельных участков. Данные попытки были предприняты в законе РФ «Об основах градостроительства в Российской Федерации» от 14 июля 1992 г., а впоследствии в ГрадК РФ 1998 г., градостроительных уставах (кодексах) и законах субъектов Российской Федерации, иных нормативно-правовых актах. В современной России ГрадК РФ определяет четкую последовательность разработки градостроительной документации, выделяя стадии территориального планирования (глава 3), градостроительного зонирования (глава 4) и планировки территории (глава 5).

Территориальное планирование и его значение в установлении правового режима земель населенных пунктов

Начальник департамента земельных и имущественных отношений мэрии Новосибирска Георгий Жигульский говорит, что начиная с 2020 года, мэрия установила несколько схем хищения земельных участков, которые использовались в прошлые годы. Одна из них заключается в выкупе земельного участка под якобы построенным капитальным объектом недвижимости.

Мэрия Новосибирска объявила войну расхитителям городских земель

Согласно подпункту «д» пункта 2 статьи 21 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Государственная и муниципальная собственность на землю

Еще более значимые аргументы в пользу усиления централизации можно привести в случае посткоммунистических городов. Серьезнейшие диспропорции, сложившиеся в результате отсутствия полноценных рынков земли и недвижимости, необходимость значительных структурных сдвигов и проведения радикальных реформ городского хозяйства выдвигают на первый план потребность в единой стратегии и концентрации усилий на решении ключевых задач, что плохо совместимо с фрагментированной структурой управления. Кроме того, быстрые темпы разрастания городских агломераций, отмечаемые специалистами в посткоммунистических городах, также создают новые вызовы, реакция на которые требует скоординированных решений.

Особенности муниципального управления в городах федерального значения

Основные понятия ИЖС и особенности предоставления участков, предназначенных для строительства, гражданам Порядок передачи прав собственности на земельные наделы Ограничения, налагающиеся на жилые постройки, возведенные на участках ИЖС не более 3 этажей, соответствие СНиПам, строительство за счет собственных средств, проживание только одной семьи и т.д. Особенности предоставления участков ИЖС льготным категориям граждан на безвозмездной основе

Земельный участок для индивидуального жилищного строительства

Особенности «полного» отсутствия указания на категорию земли (и в документах ГКН, и в правовых документах) рассмотрены в части 4 статьи 14 Закона о переводе земель.
Очевидно, что речь идет о документах кадастрового учета и правовых документах, выданных до вступления в силу ЗК РФ без указания категории. После 30 октября 2001 года отсутствие указания на категорию земли не допускалось (ст. 8 ЗК РФ).
По общему правилу в этом случае необходимо принятие ненормативного правового акта — решения органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.
Как установлено частью 5 статьи 14 Закона о переводе земель, участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Безусловно, речь идет об уже предоставленных участках, имеющих правообладателей. На вновь предоставляемые участки части 4 и 5 статьи 14 Закона о переводе земель распространяться не могут.
Однако необходимо учесть положение части 4 статьи 15 Закона о переводе земель — о полномочиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по отнесению к определенной категории (кроме земель населенных пунктов) неразграниченных государственных земель и участков в составе таких земель. Органы местного самоуправления, хоть и вправе распоряжаться неразграниченными государственными землями, могут осуществлять отнесение таких земель и участков к определенной категории только в установленных законами субъектов Российской Федерации случаях. Категория земли определяется указанными в Земельном кодексе следующими юридическими фактами.
Категория земель сельскохозяйственного назначения определяется фактом предоставления земли для нужд сельского хозяйства, а также предназначением для этих целей (п. 1 ст. 77 ЗК РФ). «Предназначение» земель для сельского хозяйства может быть определено по критериям, указанным в пункте 2 статьи 77 ЗК РФ — наличие сельскохозяйственных угодий, внутрихозяйственных дорог, коммуникаций, защитных лесных насаждений, водных объектов, а также объектов недвижимости для сельскохозяйственного производства.
Фонд перераспределения сельскохозяйственных земель формируется за счет участков, поступивших в государственную (в том числе федеральную) или муниципальную собственность по основаниям, установленным Федеральными законами (п. 2 ст. 80 ЗК РФ). Также это предполагает наличие юридического состава — предоставление земли государственным или муниципальным организациям, наличие государственной или муниципальной недвижимости, обращение в публичную собственность выморочного или бесхозяйного имущества и имущества, от которого собственник отказался, и т.д.
Категория земель населенных пунктов определяется фактом установления границы населенного пункта, отделяющей земли населенных пунктов от земель иных категорий (п. 2 ст. 83 ЗК РФ).
Категория земель специального назначения (промышленности, энергетики, транспорта, связи и т.д.) определяется фактом возникновения прав участников земельных отношений на использование участка в соответствующих целях (п. 1 ст. 87, п. 1 ст. 88, п. 1 ст. 89, п. 1 ст. 90, п. 1 ст. 91, п. 1 ст. 92, п. 1 ст. 93 ЗК РФ).
Категория земель особо охраняемых территорий и объектов определяется постановлениями уполномоченных государственных или муниципальных органов об изъятии таких земель из хозяйственного использования и оборота, а также фактом установления особого правового режима (п. 1 ст. 94 ЗК РФ).
Категория земель лесного фонда определяется фактом покрытия лесной растительностью или возможностью ее восстановления, а также предназначением ее для лесного хозяйства (п. 1 ст. 101 ЗК РФ). Безусловным критерием является расположение участка на территории лесничества или лесопарка, границы которых устанавливаются уполномоченными федеральными органами (ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации).
Категория земель водного фонда определяется фактом покрытия поверхностными водами, а также фактом занятия гидротехническим или иными сооружениями на водных объектах (п. 1 ст. 102 ЗК РФ).
Категория земель запаса определяется фактом нахождения участка в государственной или муниципальной собственности и отсутствием факта предоставления гражданам или юридическим лицам (отрицательным фактом) (п. 1 ст. 103 ЗК РФ).
Очевидно, что в отсутствие документов об использовании участков или фактических признаков (лесная растительность, сельскохозяйственные угодья), позволяющих однозначно определить категорию, для первично предоставляемого (неиспользуемого) государственного или муниципального участка должна быть определена категория земель запаса.
Как указывает профессор, доктор юридических наук О.И. Крассов в комментарии к статье 7 Земельного кодекса, земли запаса — категория земель, целевое назначение которой не определено [20].
По общему правилу использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию (п. 2 ст. 103 ЗК РФ). Перевод неразграниченных государственных земель запаса в другую категорию осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в установленных законами субъектов Российской Федерации случаях (ч. 2 ст. 15 Закона о переводе земель). Перевод разграниченных федеральных, государственных или муниципальных земель запаса осуществляется собственником земли в лице соответствующего органа государственной власти или местного самоуправления (п. 1 ст. 8 ЗК РФ).
Таким образом, по общему правилу орган местного самоуправления не правомочен принимать решение об отнесении к определенной категории первично предоставляемого участка неразграниченной государственной земли. Если участок невозможно однозначно отнести, например, к землям населенных пунктов, землям лесного фонда, землям сельскохозяйственного назначения, в том числе к фонду перераспределения, то в ГКН должна быть учтена категория земель запаса, которая может быть изменена решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Особенности перевода земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель установлены статьей 13 Закона о переводе земель. Только после формирования (кадастрового учета) участка из категории земель запаса может быть принят акт о его переводе в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования.

Обратите внимание =>  Правовой статус ветеранов боевых действий хмао

Практические аспекты определения категории земель (Богоявленская Е

Круг юридических лиц, названных в ст. 213 ГК РФ субъектами права собственности, довольно широк: это хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, об­щественные и религиозные организации (объединения), ассоциации и союзы и др.

Право собственности на землю

Арендовать земельный участок можно непосредственно у местной администрации, а можно воспользоваться переуступкой. Уступка пользования арендной землёй возможна, если предыдущий арендатор добровольно соглашается передать участок новому пользователю по договору цессии. При этом он остаётся во владении и распоряжении муниципалитета.

Право государственной и муниципальной собственности на землю

Основанием для возникновения права собственности, по представлению Росимущества, являлось наличие на данном участке объектов недвижимости, принадлежащих Российской Федерации. Регистрационная служба отказала Росимуществу в госрегистрации, так как на спорном участке находились объекты недвижимости, которые принадлежали не только РФ, но и ее субъекту, а также частным лицам (на основании статьи 36 Земельного кодекса РФ, собственники находящейся на неразграниченном участке недвижимости обладают исключительным правом на его приватизацию). В свою очередь Росимущество обжаловало данный отказ в суде.

Как выкупить землю у государства

Особенностью регулирования арендных отношений по действующему законодательству является предоставление арендатору более широкого круга полномочий (передавать свои права и обязанности третьему лицу, в том числе в залог, и вносить их в качестве вклада в уставной капитал хозяйственного товарищества или общества, либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления) (пп. 5, 6, 9 ст. 22 ЗК РФ). Закон не предусматривает каких-либо предельных сроков для договоров аренды, договор, заключенный на срок до одного года не требует государственной регистрации.

Обратите внимание =>  Как посмотреть какая очередь у ребенка в детский сад

Тема 5 Права на землю лиц — не собственников земельных участков

б) договор купли-продажи недвижимости или иное основание перехода права собственности на здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, принадлежащем на праве пожизненного наследуемого владения бывшему собственнику недвижимости (ст. 35 ЗК РФ, ст. 552 ГК РФ).

ТЕМА 5 ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ИНЫЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ

Выдел по заявлению участника «долевки» предполагает возникновения права на вновь образованную землю вкупе с утратой долевого права на изменённый участок. Прочие участники долевой собственности (не заявители) сохраняют долевые права на изменённый участок, при этом учитывается изменение объёма их доли в праве долевой собственности.

Раздел земельных участков: нормативное регулирование, принципы, условия

Различия в законодательном регулировании субъектами РФ соотношения административно-территориального устройства (деления) субъекта РФ и территориальной организации местного самоуправления позволяет выделить следующие три разновидности такого соотношения: 1) совпадение административно-территориальных единиц субъекта РФ и Т.м.о. В этом случае границы административно-территориальных единиц и муниципальных образований совпадают (примерами такой разновидности территориального устройства являются Республика Башкортостан, Алтайский, Ставропольский края, Амурская, Воронежская, Курская, Липецкая, Нижегородская, Новосибирская, Пермская, Тюменская, Челябинская области и др.); территория одного муниципального образования не может быть расположена в пределах территорий двух и более административно-территориальных единиц. Решение вопросов административно-территориального деления, а также в значительной мере образования, преобразования и упразднения муниципальных преобразований остается в компетенции субъекта РФ; 2) обособление в рамках единого административно-территориального устройства субъекта РФ административно-территориальных единиц и Т.м.о. В этом случае на уровне административно-территориальных единиц (районов, административных округов в составе районов) органами государственной власти осуществляется государственное управление, а в муниципальных образованиях — органами местного самоуправления — местное самоуправление (такое устройство характерно, в частности, для Ленинградской области); 3) полное несовпадение административно-территориального устройства и системы муниципальных образований субъекта РФ (к примеру, Свердловская область). В этом случае муниципальные образования складываются в пределах административно-территориальных единиц и населенных пунктов и при этом их объединение (а также упразднение, разделение) не влечет за собой автоматического изменения административно-территориальной единицы. При таком подходе изменение системы органов местного самоуправления не изменяет административно-территориальное деление и действующие органы государственной власти.

Обратите внимание =>  Кто получает пособие на третьего ребенка иркутск

ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ