8 главное условие гражданства в полисе

Процесс исторического развития греческого общества в VIII–VI вв. до н. э. протекал в рамках мелких, внутренне сплоченных республик, опирающихся на гражданский коллектив среднезажиточных земледельцев. В таких мелких общественных и государственных образованиях появлялись более благоприятные возможности для создания рациональной и динамичной экономики, более сложной социальной структуры, разнообразных политических учреждений и высокой культуры. Общим результатом этого процесса было появление на территории Балканской Греции, Великой Греции и в Причерноморье нескольких сотен мелких государственных образований с более или менее сходной социально-экономической структурой, принципами политического управления и системой духовных ценностей. Именно в рамках полисного строя древние греки создали в классический период своей истории блестящую цивилизацию, которая стала великим вкладом в сокровищницу мировой культуры, обеспечила древнегреческому обществу почетное место во всемирной истории.

Политика в древнегреческих городах (полисах)

Следующей неотъемлемой чертой полисной организации был институт гражданства. Население полиса состояло из полноправных, неполноправных и бесправных категорий его жителей. Но только граждане, входившие в состав полисной общины, обладали всей суммой прав – и экономических, и политических, и социальных, являясь, таким образом, наиболее привилегированной категорией населения. Если иметь в виду недостаток плодородных и возделываемых земель в Греции, существование института гражданства предусматривало стабильность и замкнутость его гражданского коллектива, численные рамки которого должны были жестко контролироваться.

8 главное условие гражданства в полисе

На рубеже – тысячелетий до н.э. в Балканской Греции происходят серьезные социально-экономические, политические и этническиеперемены. С в. до н.э. начинается проникновение с севера греческих племен дорийцев, живущих в условиях родоплеменного строя. Хиреют и гибнут ахейские государства, упрощается социальная структура, забывается письменность. На территории Греции (включая Крит) вновь устанавливаются первобытно-родовые отношения, происходит понижение социально-экономического и политического уровня общественного развития. Таким образом, новый этап древнегреческой истории – полисный – начинается с разложения родоплеменных отношений, установившихся в Греции после гибели ахейских государств и проникновения дорийцев.

Греческий полис и полисная система ценностей

В архаическое время в связи с развитием экономики грече­ских полисов и ростом благосостояния значительной части их граждан, тяжелое вооружение, ранее доступное только предста­вителям аристократии, получает более широкое распростране­ние. Теперь основной фигурой полисного войска становится го­плит — представитель среднего класса крестьянства, воин, имев­ший комплект оборонительного (панцирь, шлем, поножи и щит) и наступательного (копье и небольшой меч) вооружения. Роль аристократической конницы сходит на нет. Благодаря тому что появляется возможность вооружить значительный по числу от­ряд ополченцев, рождается новый тип боевого построения вой­ска — т.н. греческая фаланга.

Рождение греческого полиса, его характерные особенности

Идея верховной собственности на землю находит отражение в требованиях перераспределения земли, столь частых в ходе социальной борьбы, развертывавшейся в греческих полисах. Среди граждан совершенно неистребимой была идея о том, что справедливый строй — это строй, при котором более или менее соблюдается принцип земельного равенства.

Глава I

При всем многообразии политических форм, выработанных античностью, лишь одной суждено было сыграть особую, поистине решающую роль в истории греко-римской цивилизации. Этой ведущей формой политического уклада был полис. С ним связаны наиболее характерные, впечатляющие черты самой античной культуры, ее самые высокие достижения. Полис продолжал оставаться своеобразным эталоном государства даже после утраты им политической независимости в системе эллинистических монархий Востока, а затем Римской империи. На него равнялись все другие разновидности общин. Его до бесконечности, во множестве репродукций воспроизводили сначала наследники Александра, затем римские цезари. Лишь оказавшись в безвыходном тупике, исчерпав все возможности дальнейшего развития, античный мир отказался от этой с таким трудом обретенной им модели универсального государства.

Обратите внимание =>  Правила предоставления отпуска ветеранам труда в 2019 году

Полис как гражданская община

Уже древние вкладывали в это понятие два различных смысла. Фукидид утверждал, что «полис — это прежде всего люди* мужи»(SvSpec, Thuc. VII. 77.7). Согласно же Аристотелю, «полис есть некая совокупность граждан» (iroXttffiv, Arist. Pol. III. 1.2. P. 1274 b 43). Эти различия объясняются тем, что Фукидид видел в гражданине полиса человека как биологическое существо и стремился выяснить мотивы его поступков.

8 главное условие гражданства в полисе

Полис (рьлйт) — слово, пришедшее из греческого языка. Римляне называли свою гражданскую общину латинским словом civitas. Мы вправе считать ее типологически относящейся к полисной организации и понимать как вариант полисного устройства. «В принципе античный полис и на греческой, и на римской почве — явление однотипное, что не исключает разнообразия конкретных вариантов. Ведь и греческие полисы не являются слепком друг с друга». Полисы — это те «кирпичики», из которых сложена в целом античная цивилизация. Но на греческой и римской территории из этих «кирпичиков» были построены далеко не стандартные (полностью одинаковые) здания. В чем специфика римского варианта мы и попытаемся обсудить.

Греческий полис и римская цивитас

Дихотомический взгляд на действительность возникает тогда, когда к человеку приходит осознание себя выделенным из окружающей среды. Речь идёт именно об «отношении» как некой закреплённой оценке. Наиболее типичным в данном контексте является деление «мы – они», где «они», как правило, выступают как угроза или просто «беспорядок», который в идеале должен быть ликвидирован. Под словом «они» чаще всего подразумевается другое племя, прочая культура. Отношение древних греков к своим соседям всем, бесспорно, известно. Таким образом, первое определение варварства имеет не беспристрастный, а абсолютно субъективный характер. Очевидно, однако, что античная культура не просто отмечала присутствие «иного». Античное толкование «иного» заключается в том, что оно имеет интенсивный оценочный и при этом отрицательный характер. Античность показывает, что в культурном представлении об «ином» присутствует топографическая компонента. Если понятие «мы» служит нормой, то значит «мы» – это средоточие культурного мира, его эталон. Одним из контекстов смысла понятия «варварство» имплицитно служит понятие «периферия», прежде всего пространственная. Неоспоримый факт, что отношение древних греков даже к своей (греческой) территориальной провинции было полуснисходительным, полутерпимым, полупрезрительным, например, македонцы были немногим лучше варваров [118].

Греческий полис как идеальная форма государственной жизни и условие гражданства

Тем не менее почти все формы управления в античных государствах обеспечивали своим гражданам гораздо большую свободу участия в политической жизни (и в частных делах), чем общественные системы других древних государств. Особенно это очевидно для полисов, в которых устанавливались демократические режимы. Под демократией обычно понимают такое общественное устройство, при котором, с одной стороны, господствует воля большинства граждан и каждый гражданин имеет свою долю в управлении, а с другой, каждый гражданин в значительной степени свободен жить по своему усмотрению. Аристотель в «Политике» писал, что «демократия обычно определяется двумя признаками: сосредоточием верховной власти в руках большинства и свободой. А одним из условий свободы является по очереди быть управляемым и править. »

Обратите внимание =>  Коллективное Заявление В Полицию На Соседей Образец Участковому

8 главное условие гражданства в полисе

определить внутри гражданского коллектива те классы или слои которые составляли социальную опору этих партии.1
В 60—80-е годы попытки преодоления наследия модернизации в антиковедении сопровождались тенденцией к примитивизации и архаизации внутрполисных отношений даже в раннеклассический и классический периоды. Вновь возродилась гиперкритика и получила распространение идея о непознаваемости законов политической деятельности людей в обществе. Стало достаточно популярным мнение о том, что в греческих полисах общественные отношения невозможно трактовать с точки зрения социально-экономических и политических факторов. Отвергая борьбу партий в греческих полисах, исследователи считают, что в их общественно-политической жизни архаического и классического периодов главную роль играли не партии, которых вообще не существовало, а семейно-религиозные связи, политические клубы (гетерии), политическая дружба, разного рода микросообщества, а также древние традиции и обычаи. Иными словами, давая характеристику внутренним отношениям полиса архаического и классического периодов, исследователи 60—80-х годов стали абсолютизировать уже социально-психологические факторы.2
Обе противоборствующие в исторической науке концепции, характеризующие общественно-политические отношения в греческих городах-государствах в архаический и классический периоды, представляют собой крайние точки зрения. Несмотря на их полную противоположность, общий недостаток, присущий им, заключается в том, что они трактуют общественные отношения вне связи с особенностями развития полисной структуры. Сторонники традиционного мнения порой уподобляют греческий полис современному государству. Противники этой концепции чрезмерно архаизируют и упрощают общественную жизнь в греческих городах-государствах архаического и классического времени. Подвергая сомнению выводы Фукидида, Аристотеля и других античных авторов, они фактически лишают свои суждения необходимой опоры.
Наконец, рассматривая содержание института гражданства, и те и другие разрывают диалектическую связь между социально-психологическим и социально-политическим аспектами, составляющими две стороны этого явления.
Возникновение института гражданства тесно связано с ор-

8 главное условие гражданства в полисе

Советские исследователи античности до 50-х годов крайне редко использовали термин «полис». Перелом наметился в начале 50-х гг., когда начиная с работ С.Л. Утченко начало широко употребляться выражение «греческие полисы», обозначая античную гражданскую общину как полис (греческую) и civitas (римскую), подчеркивая их родство и употребляя термин «полис» в качестве более общего, «видового», понятия. Вслед за Утченко данный термин стали применять О.В. Кудрявцев (писал о том, что в процессе формирования рабовладельческого общества в Средиземноморье возникает «основная общественная единица и политическая форма античного мира – гражданская община землевладельцев и рабовладельцев, которая именовалась polis в эллинском мире, civitas в Италии и которая в дальнейшем для краткости будет именоваться полисом»), К.М. Колобова («рабовладельческий полис»), А.И. Доватур. Определение полиса появилось и в «Советской исторической энциклопедии», – «Полис – город-государство, особая форма социально-экономической и политической организации общества, типичная для Древней Греции и Древней Италии (лат. civitas)… С установлением в Древней Греции рабовладельческого строя полис становится формой рабовладельческого государства». В работе Л.П. Маринович содержится, пожалуй, классическое для советской историографии 60–80-х гг. определение полиса: «Принципиальное решение проблемы полиса, прежде всего как организации социальной, а не только политической, где гражданская община поставлена в связь с античной формой собственности, специфика которой и определила своеобразие античной общины (polis, civitas). Характерная же особенность античной формы собственности состоит в том, что она всегда выступает в противоречивой, двуединой форме, как собственность государственная и как собственность частная. Отсюда – кардинальнейшая особенность полиса, заключающаяся в том, что право частной земельной собственности определяется принадлежностью к гражданской общине». К 70-м – началу 80-х годов «полис» практически вытесняет все иные слова, используемые для обозначения древнегреческих государств.

Обратите внимание =>  При Продаже Жилья Какая Сумма Не Облагается Налогом

Тема 1

В древней Греции и Риме сложилось общество, не похожее на общества других стран древности. Древние греки называли его словом полис и видели в наличии у себя именно такого общества главное отличие эллинов от варваров, полиса не имевших. Вслед за немецкими учеными XIX в. слово полис часто переводится как город-государство. В связи с этим главная особенность античной жизни видится в том, что каждый город был самостоятельным государством, жившим по своим собственным законам (автономия). Важнейшей его характеристикой выступает наличие акрополя, стен, агоры, общественных зданий и т.п. При этом обращают особое внимание на то, что античный город в своей основе был не промышленным (ремесленным) или административным центром, а поселением земледельцев, созданным для обороны от врагов. И позднее в большинстве полисов сельское хозяйство преобладало над ремеслом, а земледельцы были основой античного общества, наиболее почтенной его частью.

Полис как гражданская община (стр

Процесс исторического развития Греции в VIII-VI вв.до н.э. Мелкие, внутренне сплоченные республики Мелкие, внутренне сплоченные республики Опора на гражданский коллектив среднезажиточных землевладельцев Опора на гражданский коллектив среднезажиточных землевладельцев Появление возможностей для создания Рациональной и динамичной экономики Сложной социальной структуры Разнообразных политических учреждений Высокой культуры

Греческий полис как социально-политический организм

С точки зрения государственного управления, греческий полис имел республиканское устройства. Верховная власть и законодательство принадлежали Народному собранию, которое состояло в принципе из всех полноправных граждан. Народное собрание управляло полисом совместно с Советом и должностными лицами, избираемыми на определенный срок (как правило, на один год). Постоянного государственного аппарата, за исключением малочисленного штата технических служащих, не существовало!

Греческий полис VIII—VI вв