Нужно ли сообщать при увольнении бывшего госслужащего

Например, трудоустройство бывшего оперативного шофера 3 класса в звании прапорщика в УФСКН России по Владимирской области на должность монтажника кабельных и оптических сетей обернулось для организации длительными судебными тяжбами (Постановление Верховного Суда РФ от 13.12.2020 № 86-АД16-4).

Сообщаем о бывшем госслужащем

Во-вторых, если обнаружилось, что в течение последних двух лет (на момент приема в компанию) человек состоял на государственной службе, следует сообщить об этом работодателю бывшего госслужащего по последнему месту его работы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора. Сообщение необходимо оформить в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 21.01.2020 № 29. Важный момент: согласно ТК РФ сообщать бывшему работодателю нужно только в том случае, если должность бывшего государственного служащего входила в перечень, установленный Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925. Данные перечни достаточно трудно найти в открытых источниках. В связи с этим советуем информировать предыдущих работодателей нанимаемого сотрудника во всех случаях, независимо от того, какую должность он занимал.

Госслужащий бывший – хлопоты настоящие

Нарушить установленную норму даже при желании скрыть дополнительный доход вряд ли удастся, так как на основании норм закона все госслужащие обязаны сообщать обо всех полученных доходах и предоставленные сведения не просто фиксируются, а проходят тщательную проверку, соответственно каждый служащий заинтересован в том, чтобы сохранить и место работы и доход.

Нужно ли сообщать при увольнении бывшего госслужащего

С другой стороны претендент на вакансию может сообщить, что трудовая утеряна или испорчена, в таком случае пусть он пишет заявление о заполнении дубликата трудовой. Можно потребовать принести справки с прошлых мест работы, но кандидат на должность не обязан этого делать. Здесь и кадровик, и компания освобождаются от ответственности, потому что нет такого закона— проверять всех трудоустраивающихся на предмет отношения к госслужбе.

Уведомление об увольнении бывшего госслужащего

  • дата и номер приказа о приеме на работу;
  • дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен, дата начала работы, а также срок действия договора;
  • наименование должности сотрудника в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение при наличии такового;
  • должностные обязанности и основные направления поручаемой работы.

Как уведомить об увольнении из ООО бывшего госслужащего

  • Госслужащих, которые уволились с государственной службы более, чем за два года до трудоустройства в организацию. В данном случае работодатель не обязан производить уведомление и не может быть привлечен к ответственности за прием на работу такового сотрудника в общем порядке.
  • Госслужащих, чья заработная плата не превышает 100 тыс. рублей на новом месте работы, и чья должность при этом не входит в перечень, согласно которому при приеме на работу бывшего госслужащего обязательно уведомление государственных органов.

Прием на работу бывшего госслужащего

В соответствии со ст. 61 трудового законодательства РФ, бывший государственный служащий обязан при подписании трудового контракта сообщить новому нанимателю о последнем месте службы. Какого-либо четко определенного формата, в котором должно быть осуществлено такое оповещение, не установлено. На практике считается достаточным устного сообщения соискателя о том, что ранее он занимал определённую должность и пребывал на государственной службе. Тем более, что процедура трудоустройства работников, регламентированная Трудовым кодексом РФ, требует представления трудовой книжки, а в ней будут содержаться все сведения о последнем месте работы.

Увольнение бывших госслужащих

Что касается общих положений регламентации трудовой деятельности госслужащих, то она происходит в рамках ТК РФ и отражена в ст. 80, 81 и 140. В соответствии с данными положениями ТК РФ, госслужащий обязан заявить о своем намерении покинуть занимаемую должность за две недели до даты фактического увольнения, а также в последний трудовой день получить необходимые выплаты, компенсации и трудовую книжку с памяткой.

Увольнение госслужащего

Поскольку гражданин, замещавший должности гражданской службы, обязан уведомить об этом работодателя при приеме на работу, невыполнение этой обязанности может освободить работодателя от ответственности за неуведомление о трудоустройстве бывшего госслужащего. Это касается случаев, если в трудовой книжке гражданина нет записи о прохождении им государственной службы.

Бывший госслужащий: как принять на работу и не попасть на штрафы

Во-первых, должность, которую ранее занимал гражданин, должна находиться в перечне, установленном нормативными правовыми актами РФ. В частности, речь идет о федеральных нормативных правовых актах, законах и иных нормативных правовых актах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также муниципальных правовых актах.

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (далее — Указ N 925) предусмотрены следующие должности, замещение которых влечет ограничения после увольнения с государственной или муниципальной службы:

— должности федеральной государственной службы, включенные в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 (далее — Указ N 557);

Обратите внимание =>  Пособия многодетным в 2019 году в спб

— должности федеральной государственной службы, включенные в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом N 557.

Пунктом 4 Указа N 925 органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано разработать, руководствуясь данным Указом, и утвердить перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные ст.12 Закона N 273-ФЗ.

Принципиально важным для определения условий о распространении на гражданина ограничений, предусмотренных ст.12 Закона N 273-ФЗ, является установление факта нахождения должности, которую замещал гражданин по последнему месту службы, при увольнении в соответствующем перечне, установленном Указом N 557, правовыми актами федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. В этой связи рекомендуется обращать внимание на актуальность редакции перечня, содержащего соответствующую должность, на момент увольнения гражданина.

Во-вторых, в должностные (служебные) обязанности гражданина входили отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, в которую он трудоустраивается.

Напомним, что в соответствии с п.4 ст.1 Закона N 273-ФЗ функции государственного, муниципального (административного) управления организацией — полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

Соответственно, если в должностные обязанности по той должности, с которой служащий увольняется, входили функции государственного, муниципального (административного) управления в отношении организации, то он обязан получить согласие комиссии на трудоустройство в данную организацию.

В-третьих, прошло менее двух лет со дня увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы.

Период, в течение которого действуют установленные ст.12 Закона N 273-ФЗ ограничения, начинается со дня увольнения с государственной (муниципальной) службы и заканчиваются через два года. В случае, если в течение двух лет с момента увольнения с государственной (муниципальной) службы гражданин трудоустраивается неоднократно в различные организации, соответствующие ограничения действуют в отношении каждого случая его трудоустройства.

В-четвертых, заключение трудового договора вне зависимости от размера заработной платы либо заключение гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), стоимость выполнения работ (оказания услуг) по которому (которым) составляет более ста тысяч рублей в течение месяца.

Принятие решения о получении согласия комиссии осуществляется исходя из совокупности вышеуказанных условий.

Ограничения, предусмотренные ст.12 Закона N 273-ФЗ, распространяются на гражданина независимо от оснований его увольнения с государственной (муниципальной) службы.

При этом согласие комиссии не требуется в следующих ситуациях:

— гражданин избирается или назначается на государственную (муниципальную) должность;

— гражданин переходит на государственную (муниципальную) службу в другой государственный (муниципальный) орган;

— гражданин поступает на работу по трудовому договору в государственный (муниципальный) орган;

— гражданин поступает на работу в государственное (муниципальное) казенное учреждение;

— гражданин не осуществлял функции государственного, муниципального (административного) управления организацией.

Принимаем на работу бывшего госслужащего

А вот для работодателя в случае неисполнения оговоренных норм предусмотрены более жесткие меры, а именно штраф, размер которого будет зависеть от формы собственности предприятия, что говорит о том, что независимо от того кем является работодатель крупным предприятием либо индивидуальным лицом, исполнять нормы закона они обязаны.

Нужно ли сообщать при увольнении бывшего госслужащего

Вывод: обязанность сообщать о приеме на работу бывшего госслужащего по последнему месту его службы возникает только в случае отнесения последней из занимаемых им должностей государственной или муниципальной службы к должностям, включенным в специальный Перечень.

Принимаем на работу бывшего госслужащего (новое при применении законодательства)

Назначение штрафов даже за нескольких госработников, способно нанести серьезный материальный ущерб даже крупной компании, поэтому трудовое законодательство рекомендует соблюдать очень строго. Отсчет десятидневного периода начинается с даты подписания соглашения.

Перечень должностей госслужащих, о которых надо сообщать

Полагаем, однако, что в нашем случае трудовой договор не может быть расторгнут по основанию, приведенному в абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ, поскольку правила заключения договора никто не нарушал. И работник, и работодатель выполнили свои обязанности в полном объеме. Обстоятельства, препятствующие исполнению обязанностей по трудовому договору, возникли уже после его оформления.

Как уволить бывшего госслужащего, которому запрещено продолжать трудовые отношения с работодателем

Ответ: Прием на работу граждан, замещавших должности государственной или муниципальной службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ, после их увольнения со службы имеет некоторые особенности, установленные ст. 64.1 ТК РФ, а также ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон N 273-ФЗ).
Работодатель при заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ (часть третья ст. 64.1 ТК РФ, части 1 и 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 N 700 (далее — Постановление N 700) работодатель обязан в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим направить представителю нанимателя (работодателю) этого лица по последнему месту его службы письмо, содержащее информацию о заключении трудового договора с бывшим служащим. Перечень сведений, указываемых в письме, приведен в п. 2 Постановления N 700. Письмо оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем либо уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы) (п. 3 Постановления N 700).
Невыполнение работодателем обязанности по сообщению о заключении трудового договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей (ст. 19.29 КоАП РФ).
В соответствии со ст.ст. 2.1 и 2.2 КоАП РФ для привлечения к ответственности необходимо наличие вины (в форме умысла или неосторожности) привлекаемого к ответственности лица в совершении нарушения, а для юридического лица — наличие у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятие им всех зависящих от него меры по их соблюдению. Поэтому если при заключении трудового договора работодатель не располагал информацией о прохождении работником государственной или муниципальной службы, то обязанность работодателя по сообщению о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы возникает с того момента, когда он узнал или должен был узнать о выше названных фактах. До этого момента, на наш взгляд, вина работодателя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, отсутствует.
В то же время согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служба в органах внутренних дел представляет собой вид федеральной государственной службы — профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях в органах внутренних дел РФ, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ. Следовательно, запись о службе в органах внутренних дел автоматически означает, что принимаемый на работу сотрудник ранее замещал должность государственной службы. В такой ситуации, по нашему мнению, необходимо учитывать следующее.
Статья 65 ТК РФ устанавливает перечень документов, предъявление которых работником необходимо при заключении трудового договора. При этом в соответствии с частью второй ст. 65 ТК РФ в отдельных случаях с учетом специфики работы Трудовым кодексом, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов. Согласно ч. 2 ст. 12 Закона N 273-ФЗ гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Работодатель же, в свою очередь, как было указано выше, обязан передать сведения о приеме такого гражданина представителю нанимателя по последнему месту его службы. По нашему мнению, включение в Закон N 273-ФЗ приведенных обязанностей позволяет говорить и о наличии у работодателя в силу части второй ст. 65 ТК РФ обязанности требовать при приеме на работу граждан, проходивших государственную или муниципальную службу, сведения о том, какие должности соответствующей службы они занимали. Данная позиция подтверждается и судебной практикой (постановление Красноярского краевого суда от 15.04.2013).
Таким образом, работодатель в рассматриваемом случае должен был узнать о наличии или отсутствии необходимости информирования представителя нанимателя работника по последнему месту его службы о приеме указанного работника на работу еще до заключения трудового договора, истребовав у работника необходимую информацию. В случае ее непредоставления работодатель вправе был отказать работнику в заключении трудового договора (смотрите, например, решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 17.11.2011 по делу N 2-3874/11, а также ответ ГИТ в Еврейской автономной области на вопрос от 06.12.2012 в 06:34 — http://git79.rostrud.ru/questioner/xPages/page.3.html). Однако работодатель не воспользовался этой возможностью избежать нарушения нормы Закона N 273-ФЗ, что дает основание для его привлечения к административной ответственности.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Некоторые суды полагают, что предусмотренное ст. 19.29 КоАП РФ административное правонарушение посягает на особо важные охраняемые законом отношения в области противодействия коррупции, размер установленного санкцией данной статьи штрафа существенен, поэтому по своему характеру данное правонарушение вообще не может быть признано малозначительным (смотрите, например, постановление Оренбургского областного суда от 30.04.2013 по делу N 4а-237/2013, постановление Самарского областного суда от 26.03.2013 по делу N 4а-195/2013, постановление Волгоградского областного суда от 05.10.2011 по делу N 7а-838/11, постановление Пермского краевого суда от 22.08.2012 по делу N 44а-721, решение Гороховецкого районного суда Владимирской области от 20.02.2012 по делу N 12-7/12). Тем не менее, на наш взгляд, ни законодательство об административных правоотношениях, ни вышеупомянутое постановление Пленума ВС РФ не ограничивают возможность применения ст. 2.9 КоАП РФ в отношении правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ. Существует и судебная практика, подтверждающая данную позицию (смотрите, например, решение Долгопрудненского городского суда Московской области от 04.09.2012, постановление Верховного Суда Удмуртской Республики от 25.09.2012 по делу N 4-а-391 — http://actoscope.com/pfo/udmurtres/vs-udm/ad/4/v-svyazi-s-maloznachitelno styu01112012-5014662/).
Согласно части третьей ст. 64.1 ТК РФ обязанность сообщать о заключении трудового договора представителю нанимателя государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы возложена на работодателя независимо от размера заработной платы, установленной трудовым договором, а также от наличия или отсутствия конфликта интересов между нынешней деятельностью работника и его полномочиями на прежнем месте службы. Как следует из приведенных норм, ограничение по сумме вознаграждения имеет место только в случае заключения с бывшим государственным или муниципальным служащим гражданско-правового договора на выполнение работ или оказание услуг. Если с бывшим служащим заключается трудовой договор, то размер заработной платы не имеет значения и, соответственно, при наличии других условий, установленных ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, работодатель обязан уведомить нанимателя (работодателя) по последнему месту службы работника.
Закон также не ставит обязанность работодателя по уведомлению представителя нанимателя в зависимость от того, входили или нет отдельные функции государственного (административного) управления организацией — новым работодателем в должностные (служебные) обязанности по замещаемой работником ранее должности государственной службы — в отличие, например, от предусмотренной частью первой ст. 64.1 ТК РФ, частью первой ст. 12 Закона N 273-ФЗ обязанности бывшего служащего получить согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на замещение должности у нового работодателя. Так, согласно разъяснениям Минтруда РФ от 05.10.2012 «Разъяснения практики применения статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ. » обязанность информирования работодателя о замещении должности, включенной в утвержденный руководителем федерального государственного органа перечень должностей федеральной государственной службы, должна быть выполнена бывшим госслужащим независимо от того, входили или нет отдельные функции государственного (административного) управления данной организацией в должностные (служебные) обязанности по замещаемой им ранее должности государственной службы (смотрите также постановление Свердловского областного суда от 26.06.2013 по делу N 4а-291/2013). Таким образом, факт отсутствия конфликта интересов по осуществляемой ранее и в настоящее время деятельности, а также ненаступление каких-либо общественно опасных последствий ввиду отсутствия такого конфликта, не признается судами в качестве основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ (смотрите постановление Московского областного суда от 07.05.2013, постановление Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.03.2012 по делу N 44a-36/2012).
Также обращаем Ваше внимание: если, несмотря на отсутствие в трудовой книжке сведений о предыдущем месте работы и должности сотрудника, указанные сведения были им все же предоставлены (например, указаны в присланном резюме или анкете кандидата при трудоустройстве), то вина работодателя в совершении предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ правонарушения обычно признается судами доказанной (смотрите, например, решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 14.10.2011 по делу N 12-191/2011, решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 18.07.2012 по делу N 12-575/12, решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 31.08.2012 по делу N 12-359/12, решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 24.11.2011 по делу N 2а-614/11).

Обратите внимание =>  Кака выглядим медкнижка образца 2020

Нужно ли сообщать при увольнении бывшего госслужащего