Нормы дефиниции в конституции

Классификация дефиниций проводится различными способами. В качестве наиболее распространенного метода дифференциации выступает разделение, основывающееся на понимании взаимосвязи между разными понятиями, взаимного их преобразования друг в друга. В науке определяют три группы норм дефиниций:

Нормы дефиниции: понятие и принципы

зационные отношения и носят сугубо организационно-процедурный, управленческий характер. Они всегда регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права. По отношению к последним процессуальные нормы носят производный, вторичный характер. Далеко не всегда процессуальные правовые нормы группируются в отдельные отрасли. Если же это и происходит, то на определенном этапе развития системы права. Процессуальные нормы зарождаются, образуя своеобразную правовую совокупность, создают определенный раздел соответствующей отрасли права .

Нормы дефиниции в конституции

Но наиболее дифференцированы конституционно-правовые нормы по форме выражения их конкретного содержания. Это — нормы-правила, нормы-принципы, нормы-определения, нормы-разъ­яснения, нормы-декларации, нормы-цели, нормы-программы, нормы-символы, нормы-справки и др. Остановимся кратко на понимании хотя бы некоторых из них, прежде всего наиболее распространенных. Нормы-правила говорят о том, как надо поступать при наступлении того или иного юридического факта (например, полномочия старого парламента истекают в день открытия сессии вновь избранного парла­мента; или принятые законы в течение такого-то срока передаются на рассмотрение верхней палаты парламента). Нормы-принципы, как и нормы-декларации, особенно широко используются при характеристи­ке основ конституционного строя. Так, в ст. 8 Конституции РФ гово­рится, что в РФ признается и защищается равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, а в ст. 10, что государственная власть в РФ осуществляется на основе раз­деления на законодательную, исполнительную и судебную. Статья 2 Конституции Франции содержит положение о том, что принципом республики является «правление народа, народом и для народа». В Конституции Китая закрепляется принцип социализма «От каждо­го — по способностям, каждому — по труду» (ст. 17). Примерами норм-деклараций могут служить Федеральный конституционный закон «О нейтралитете Австрии» (1955), в котором говорилось, что «с целью прочно утвердить вовне свою независимость и с целью обеспечить не­прикосновенность своей территории Австрия добровольно заявляет о своем постоянном нейтралитете» (ст. 1); положение ст. 1 Основного закона ФРГ о том, что немецкий народ «считает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека основой всякого человеческого сообще­ства, мира и справедливости на земле»; ст. 2 Конституции РФ: «Чело­век, его права и свободы являются высшей ценностью. »

Обратите внимание =>  Как Правильно Вводить Показания Счетчика Воды Через Интернет

Конституционно-правовые нормы, институты и отношения

Запрещающие нормы права — нормы, возлагающие на субъекта обязанность воздерживаться от совершения определенных действий. Такие нормы формулируются в виде запрета совершать какие-либо действия. Так, п. 5 ст. 109 Конституции РФ устанавливает запрет на роспуск Государственной Думы в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения. Или: «одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы» (п. 2 ст. 97 Конституции РФ).

Нормы дефиниции в конституции

В учебной литературе конституционное право определяется как отрасль права. В связи с чем, указывается, что специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете определяются предметом самой отрасли права.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ

Если определять конституцию как правовую категорию самым общим образом, то можно сказать, что это система правовых норм, имеющих, как правило, высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством – с другой, а также основы организации и деятельности самого государства.

Нормы дефиниции в конституции

Первичные элементы этой системы – правовые нормы выстраиваются во взаимосвязанные между собой группы, образуя институты и подотрасли, а их реализация порождает правоотношения с определенным составом участников или субъектов конституционных правоотношений.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

Нормы конституционного права регулируют главные сферы общественной жизни — экономики, социальных отношений, политики, положения личности в обществе, хотя некоторые стороны этих отношений Конституционное право регулирует детально (например, организацию и деятельность парламента, основные права и обязанности граждан, гарантии прав, основы обеспечения выполнения обязанностей, принципы организации общественных объединений, включая партии, принципы общественного строя, форму государства, избирательную систему, организацию и деятельность законодательной, исполнительной, судебной власти, основы местного самоуправления). Поскольку конституционное право закрепляет основы регулирования главных сфер общественной жизни, оно имеет ведущий характер по отношению к иным отраслям права. Положения этих отраслей права опираются на нормы конституционного права, исходят из них (например, регулирование права собственности в гражданском праве, регулирование права на труд — в трудовом праве, земельных правоотношений — в земельном, права обвиняемого на защиту — в уголовном процессе и т.д.).

Обратите внимание =>  Сумма Налогового Вычета При Покупке Квартиры В 2020

Специфика норм конституционного права

Важно также отметить, что гражданско-правовые нормы-дефиниции не должны формулироваться иным образом в нормативных актах других отраслей права. Нередки случаи, когда один и тот же гражданско-правовой термин обозначает понятия, имеющие разное отраслевое содержание. Например, понятия индивидуальной предпринимательской деятельности в гражданском и налоговом праве различны, хотя и обозначаются одним термином. Полагаем, что наилучшим решением было бы использование различных терминов для обозначения отличных по содержанию понятий. При невозможности реализации такого решения, в нормативном акте следует указывать, что данное в нем определение понятия используется только для целей настоящего нормативного акта. Либо законодателю следует отметить, что понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства, используемые в нормативном акте, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено в настоящем нормативном акте, что сделано, например, в ст. 11 Налогового кодекса РФ.

Нормы дефиниции в конституции

Особенность выражается в том, что для многих конституционно-правовых норм реализации подразумевает возникновение не конкретных правоотношений, а особого вида отношений общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов РФ в составе РФ).

Нормы дефиниции в конституции рф примеры статей

— родо-видовая модель построения дефиниции: через указание на родовой признак и видовое отличие. При этом по правилам формулирования дефиниций видовым отличием должен быть признак, свойственный только определяемому понятию. Он должен отсутствовать в других понятиях, относящихся к одному и тому же роду. Кроме того, признаки, содержащиеся в легальном определении, должны быть существенными, понятийно-образующими .
———————————
Власенко Н.А. Язык права. Иркутск, 1997. С. 155.

Дефиниции в конституционном законодательстве (Таева Н

Обычно нормы-дефиниции закрепляются в первых статьях закона, что позволяет использовать конституционно-правовые термины и понятия во всех его последующих разделах без каких-либо оговорок. Такой прием юридической техники, к примеру сказать, применен при разработке проекта Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» (ст. 3).

Обратите внимание =>  Нужно ли прикладывать зпл при прохождении производственной практики при подсчете пенсии

Нормы дефиниции пример в конституции рф

Некоторые подобные нормы расшифровываются через систему других, более частных норм-принципов. Например, действие принципа федерализма в Российской Федерации основано на принципах государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации, равноправии субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ).

СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

*(19) Закон Республики Дагестан от 16.04.1997 г. N 8 «О нормативных правовых актах Республики Дагестан» // Собрание законодательства Республики Дагестан. 1997. N 4. Ст. 1050; 2001. N 12. Ст. 949; 2002. N 5. Ст. 338; 2002. N 12. Ст. 917; 2004. N 6. Ст. 485; 2005. N 11. Ст. 706; 2006. N 4. Ст. 221; 2006. N 12. Ст. 752; 2007. N 15. Ст. 709; 2009. N 9. Ст. 392; 2009. N 19. Ст. 894; 2013. N 7. Ст. 424; 2013. N 12. Ст. 779; Дагестанская правда. 2013. N 448-469; 2014. N 67; Закон Курской области от 02.12.2002 N 57-ЗКО «О правовых актах, принимаемых Курской областной Думой». URL: http://adm.rkursk.ru.

Дефиниции в конституционном праве: технико-юридический аспект (Н

Финансовой основой системы обязательного социального страхования являются соответствующие фонды — Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Все эти фонды — самостоятельные финансово-кредитные учреждения, их денежные средства не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Источниками поступлений денежных средств в бюджеты фондов являются страховые взносы, дотации и другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случае, предусмотренном законодательством РФ, штрафные санкции и пени, доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования, иные поступления, не противоречащие законодательству РФ. Размеры страховых взносов по всем видам обязательного социального страхования и порядок их уплаты определяются федеральными законами.

Статья 39 Конституции РФ