Как правильно предъявить неустойку по государственному контракту в казенном учреждении

Казенные учреждения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг руководствуются гражданским законодательством и Федеральным законом N 94-ФЗ*(1). В силу п. 1 ст. 4 данного закона казенные учреждения выступают в роли государственных (муниципальных) заказчиков и заключают государственные (муниципальные) контракты для нужд РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (далее — контракты).

Вопрос: В муниципальном казенном учреждении сложилась следующая ситуация

Актуальность темы обусловлена принятием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1]. Данный закон вступил в силу с 1 января 2014 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

Как правильно предъявить неустойку по государственному контракту в казенном учреждении

Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе, которое, в свою очередь, основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса, Бюджетного кодекса и состоит из Федерального закона N 44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения в области закупок (п. 1 ст. 2 Федерального закона N 44-ФЗ).

Неустойка по государственному контракту

Обоснование: В соответствии с ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Имеет ли право Заказчик не требовать с Поставщика уплаты неустойки при незначительной просрочке сроков поставки

Автономные учреждения руководствуются Федеральным законом № 223-ФЗ . При этом они обязаны осуществлять закупки в соответствии с порядком заключения и исполнения гражданско-правовых договоров и иными положениями, связанными с обеспечением закупки, установленным положением о закупке, утвержденным учреждением (п. 2 ст. 2 Федерального закона № 223-ФЗ).

Взыскание неустойки и отражение ее в учете

С 9 сентября 2020 года действуют новые правила определения размера неустойки, начисляемой в случае ненадлежащего исполнения контрактных обязательств, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1042 (далее – Правила № 1042). Они применяются в отношении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после указанной даты.

Новые правила определения неустойки по контракту

В том случае, если контрагент не исполняет своевременно свои обязательства, учреждение вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа, пеней). Бухгалтерские записи в данном случае зависят от ряда факторов. Рассмотрим их подробно, принимая во внимание разъяснения чиновников по данному вопросу.

Уплата неустойки за неисполнение контрактов

С принятием и вступлением в силу Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» прошло уже более 5 лет, однако и на сегодняшний день возникают вопросы применения отдельных его положений. В частности, вопрос ответственности ненадлежащего исполнения обязательств по государственным контрактам со стороны государственного заказчика. Имеют место случаи просрочки исполнения обязательств по государственным контрактам не со стороны исполнителей, а со стороны заказчиков — бюджетных учреждений.

Обратите внимание =>  Компенсация членам семьи до 35 лет

Как правильно предъявить неустойку по государственному контракту в казенном учреждении

За прошедший год уже раз десять ко мне обращались за юридической помощью в связи с тем, что заказчик по государственному контракту удерживал неустойку. В ряде случаев нарушение исполнителем обязательств по контракту действительно имело место, в остальных случаях нарушений контракта не было, а претензии заказчиков были не обоснованы. В обоих случаях, размер удержанной заказчиком неустойки несоизмеримо превышал какие бы то ни было негативные последствия действий исполнителя.

Удержание неустойки заказчиком по государственному контракту

Обоснование вывода:
Пеней признается установленная ст. 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ). Правила, предусмотренные ст. 75 НК РФ, распространяются в том числе на налоговых агентов (п. 7 ст. 75 НК РФ).
Налоговые агенты, от которых налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ (п. 1 ст. 226, п. 1, пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ). Налоговый агент за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей несет ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 5 ст. 24 НК РФ).
Соответственно, уплата пеней за несвоевременное перечисление сумм НДФЛ, удержанных из доходов налогоплательщика, является мерой ответственности, применяемой к налоговому агенту, т.е. бюджетным обязательством казенного учреждения, которое подлежит исполнению в общеустановленном порядке за счет лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду классификации расходов бюджетов. Согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н), расходы на уплату пеней отражаются с применением элемента вида расходов 853 «Уплата иных платежей» в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ.
Отметим, что судебная практика по вопросу возмещения работниками предъявленных работодателям финансовых санкций, даже в том случае, когда вина работников может быть для работодателя очевидной, складывается не в пользу работодателей*(1). Однако это не исключает возможности добровольного возмещения сотрудником, признавшим свою вину, расходов учреждения в сумме уплаченных пеней.
Возмещение виновным сотрудником расходов учреждения в сумме уплаченных пеней не может рассматриваться в качестве восстановления кассовых выплат. Так, под «восстановлением кассовой выплаты», как правило, понимается поступление денежных средств, направленное на восстановление (компенсацию) конкретных кассовых расходов организации госсектора — денежные средства должны поступать от того юридического (физического) лица (контрагента), которому такая выплата была произведена ранее, и в рамках того же договора (обязательства).
Внесение сотрудником денежных средств в кассу учреждения осуществляется по новому основанию, отличному от того, по которому были перечислены пени. Кроме того, денежные средства поступают не от того лица, которому была осуществлена выплата. Соответственно, в рассматриваемой ситуации в бюджетном учете отражается увеличение задолженности по возмещению ущерба или компенсации затрат учреждения путем начисления новых доходов.
Поступившие от работника суммы являются компенсацией затрат государства и подлежат зачислению в доход соответствующего бюджета (ст. 41, п.п. 2, 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ). Согласно Указаниями N 65н доходы в виде компенсации затрат государства относятся к подгруппе доходов бюджета 113 «Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства» и отражаются с применением аналитической группы подвида доходов бюджетов 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат».
В бюджетном учете расчеты по компенсации затрат отражаются на счете 1 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат» (п. 85 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, далее — Инструкция N 162н, п.п. 220, 221 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее — Инструкция N 157н).
В рассматриваемой ситуации учреждение не наделено полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме, а осуществляет отдельные полномочия администратора доходов по начислению соответствующих поступлений. Согласно п.п. 262, 276 Инструкции N 157н для учета расчетов между администратором доходов (получателем бюджетных средств), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, и администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, применяются счета:
— 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;
— 304 04 «Внутриведомственные расчеты».
Обмен информацией между администраторами кассовых поступлений и администраторами, осуществляющими начисление доходов, организуется путем направления Извещений (ф. 0504805).
На основании положений Инструкции N 162н для отражения в бюджетном учете казенного учреждения операций по оплате пени, а также получению и перечислению в доход бюджета публично-правового образования сумм, внесенных работником в кассу в добровольном порядке в целях возмещения ущерба, могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет КРБ 1 401 20 290 Кредит КРБ 1 303 05 730
— начислены пени по требованию УФНС;
2. Дебет КРБ 1 303 05 830 Кредит КРБ 1 304 05 290
— перечислены пени;
3. Дебет КДБ 1 209 30 560 Кредит КДБ 1 401 10 130
— начислен доход в размере причиненного ущерба (суммы уплаченной пени), подлежащего компенсации сотрудником учреждения;
4. Учреждением оформлено и направлено в адрес администратора кассовых поступлений Извещение (ф. 0504805) с информацией об ожидаемых к поступлению доходах бюджета;
5. Дебет КИФ 1 201 34 510 Кредит КДБ 1 209 30 660
— в кассу учреждения поступили денежные средства в счет компенсации расходов учреждения на уплату пеней;
6. Дебет КРБ 1 210 03 560 Кредит КИФ 1 201 34 610
— отражено выбытие наличных из кассы учреждения в целях дальнейшего их внесения на лицевой счет получателя бюджетных средств, открытый в финансовом органе;
7. Дебет КРБ 1 304 05 290 Кредит КРБ 1 210 03 660
— отражено зачисление денежных средств на лицевой счет получателя бюджетных средств;
8. Дебет КДБ 1 303 05 830 Кредит КРБ 1 304 05 290
— в доход бюджета перечислена сумма компенсации затрат, ранее внесенная виновным лицом в кассу учреждения;
9. Дебет КДБ 1 304 04 130 Кредит КДБ 1 303 05 730
— на основании поступившего в казенное учреждение Извещения (ф. 0504805) с соответствующими отметками администратора кассовых поступлений отражено поступление в доход бюджета суммы компенсации затрат.

Обратите внимание =>  Компенсация за третьего ребенка ростовская область

Начисление пени в казенном учреждении проводки

При неисполнении или ненадлежащем исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по договору учреждение-заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (штрафов, пени). Задолженность по неустойке может быть погашена поставщиком путем перечисления денежных средств, а также удержанием неустойки из суммы, подлежащей выплате. В ряде случаев неустойку приходится уменьшать или списывать. Все эти операции имеют свои особенности отражения в учете.

КАК ОТРАЗИТЬ В УЧЕТЕ НЕУСТОЙКУ ПО КОНТРАКТУ

В свою требование об учете обязательств по начисленным расходам, не связанным с оплатой труда, приобретением работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, на счете 030291000 «Расчеты по прочим расходам». К таким расходам в соответствии с указанной выше нормой относятся и расходы, связанные с уплатой штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов, других экономических санкций.

Начисление пени по налогам в казенном учреждении

Стоит отметить, что условиями государственного (муниципального) контракта может быть предусмотрено с учетом норм ст. 313 ГК РФ, что исполнение обязательства исполнителя по перечислению неустойки в доход бюджетов бюджетной системы РФ возложено на государственного (муниципального) заказчика. В таком случае оплата государственного (муниципального) контракта может быть осуществлена путем выплаты исполнителю суммы, уменьшенной на сумму неустойки, при условии перечисления в установленном порядке неустойки в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании платежного документа, оформленного государственным (муниципальным) заказчиком, с указанием исполнителя, за которого осуществляется перечисление неустойки. Такие разъяснения приведены в Письме Минфина России от 26.12.2011 N 02-11-00/5959.

Неустойка, предъявляемая государственными заказчиками и бюджетными учреждениями

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, исковые требования удовлетворены частично. Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила судебные акты судов нижестоящих инстанций и направила дело на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Обратите внимание =>  Размер Жилищных Субсидий В Москве В 2020 Году

Взыскание неустойки с бюджетного учреждения

В тексте Законе № 44-ФЗ понятие существенных условий контракта не определено. Определение данного термина дано в пункте 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, где сказано, что существенными являются условия о предмете договора и условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. По смыслу части 2 статьи 34, части 3 статьи 55, пункта 6 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ и части 13 статьи 34 Закона 44-ФЗ в контракт включаются условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о сроке исполнения и о сроке действия контракта. Т.е. эти условия являются существенными. Следовательно, предусмотренный контрактом срок исполнения работ, может быть изменен только в случаях, установленных законом.

Как казенному учреждению продлить срок исполнения контракта