Нормы дефиниции в конституции рф примеры статей
Конституционно-правовые отношения — это такой вид правоотношений, который базируется на нормах конституционного права и обеспечивает их реализацию. Хотя большинство конституционно-правовых норм порождают соответствующие конкретные правоотношения, тем не менее нельзя не учитывать, что в конституционном праве, как уже отмечалось, имеются и такие очень общие по характеру и содержанию нормы (нормы-принципы, нормы-декларации и др.), которые непосредственно не порождают таких правоотношений. Напомним также из курса общей теории права, что для возникновения конкретного правоотношения недостаточно наличия лишь нормы права, поскольку для этого необходимо еще наступление определенного юридического факта (события, действия и др.), приводящего нормы права в действие, а также наличие субъектов этих правоотношений, наделенных соответствующими правами и обязанностями.
Конституционно-правовые нормы, институты и отношения
В сфере регулирования особое место занимают нормативно-правовые дефиниции и специализированные оперативные нормы. Последние направлены на формирование определенных моделей поведения. Однако они устанавливают правила с учетом особенностей той или иной сферы деятельности. Нормативно-правовые дефиниции и специализированные нормы способствуют большей конкретизации понятийного аппарата. Это, в свою очередь, обеспечивает более качественное влияние на развитие взаимодействий в обществе. К основным функциям, которые выполняют нормы, следует отнести:
Нормы дефиниции: понятие и принципы
Нормы-принципы, нормы-цели – устанавливают исходные для конституционного права, иных отраслей права ценности, направления и способы деятельности. (Основными принципами деятельности Конституционного Суда РФ являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон).
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ
Ценность программных формулировок состоит в том, что их направляющее действие, как правило, не связано хронологически с периодом действия Основного Закона, в который они включены. Влияние программных установок должно продолжаться до тех пор, пока задачи, содержащиеся в них, не будут выполнены в результате действия объективных законов общественного развития и общественно-исторической практики.
Нормы дефиниции примеры в конституции рф
Нормы-принципы. Такие нормы закрепляют основные начала устройства государства, формирования и деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических партий и общественных объединений, осуществления местного управления и самоуправления, реализации прав социальных общностей, а также прав, свобод и обязанностей человека, личности и гражданина. Они определяют нормативно-ориентирующие направления конституционно-правового регулирования общественных отношений, за пределы которых не вправе выйти ни законодатель, ни правоприменители. Так, например, новейшие конституции многих государств закрепляют принципы формирования и деятельности судов. В их числе называются следующие принципы: самостоятельность судебной власти; отправление правосудия только судом; независимость судей и подчинение их только конституции и закону; открытость и гласность судебных заседаний; состязательность процесса; законность и обоснованность судебных решений (ст. 202-206 Конституции Португалии).
Конституционное право
Гарантийные нормы направлены на обеспечение гражданских прав, нормальной деятельности органов власти. Например, ст. 39 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Часть 4 ст. 109 Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации.
Нормы дефиниции в конституции рф примеры статей
5. Нормы конституционного права отличаются своеобразием (особенностью) видов. В конституционном праве значительно больше общерегулятивных норм, нежели в других отраслях права. Сравнительно большой удельный вес норм общего характера не только не исключает, но и предполагает издание на их основе других норм, разъясняющих, конкретизирующих и развивающих общие нормы конституционного права.
Нормы дефиниции пример в конституции рф
2.2. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 марта 1999 года № 5-П указал, что законность и обоснованность действий и решений органов предварительного расследования, имевших место в ходе досудебного производства, по общему правилу, проверяется судом, в том числе по жалобам участников уголовного судопроизводства и других заинтересованных лиц, в рамках судебного производства по уголовному делу после передачи в суд его материалов с обвинительным заключением; в случаях же, когда действия и решения органов предварительного расследования порождают последствия, выходящие за рамки собственно уголовно-процессуальных отношений, существенно ограничивая при этом конституционные права и свободы личности, восстановление которых по прошествии времени может оказаться невозможным, судебный контроль за их законностью и обоснованностью должен осуществляться по жалобам заинтересованных лиц незамедлительно.
Определение Конституционного Суда РФ от 18 октября 2012 г
Каждый в случае его привлечения к принудительному труду имеет право отказаться от его выполнения, в том числе в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере, равно как и в связи с возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда и, в частности, посредством его необеспечения средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами (ч. 3 ст. 4 ТК).
Статья 37 Конституции РФ
В настоящее время в российском законодательстве содержится огромное число дефиниций. Так, только на федеральном уровне (исключая ведомственное правотворчество) насчитывается около 12 тыс. понятий и их определений, в законодательстве субъектов Федерации — до 2 тыс. Поскольку понятийный аппарат конституционного права выполняет особую системообразующую роль в правовом регулировании Российской Федерации, изучение норм-дефиниций данной отрасли приобретает важное значение.
———————————
Апт Л.Ф. Легальные определения в законодательстве и судебной практике. М., 2010. С. 6 — 7; Она же. О системной связи определений понятий российского законодательства // Юридическая техника. 2007. N 1. С. 112.
Дефиниции в конституционном законодательстве (Таева Н
Конституционное право как отрасль права прежде всего представляет собой большой и разнообразный массив правовых норм. Это не простая совокупность норм, а внутренне организованная система, первичные элементы которой – правовые нормы – выстраиваются во взаимосвязанные между собой группы, образуя институты и подотрасли, а их реализация порождает правоотношения с определенным составом участников или субъектов конституционных правоотношений.
СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкция представляет собой вид ответственности, которая неизбежна в случае несоблюдения правила, предписанного буквой закона, а также определяет размер такой ответственности. Реже санкция указывает на поощрение за следование предписанному поведению. Главная цель санкции — побуждение субъекта действовать согласно нормативному предписанию.
Как определить гипотезу, диспозицию и санкцию
ДЕЛО НИКИТИНА (оспаривание положений Приказа Министерства обороны РФ № 055)
1. Жалоба А. К. Никитина в Верховный Суд РФ от 17.07.2001;
2. Объяснение Министерства обороны РФ на жалобу А. К. Никитина;
3. Возражения Министерства обороны РФ на жалобу А. К. Никитина, сентябрь 2001;
4. Решение Верховного Суда РФ от 12.09.2001;
5. Кассационная жалоба Министерства обороны РФ на решение Верховного суда от 25.09.2001;
6. Объяснения на жалобу А. К. Никитина в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ от 28.09.2001;
7. Кассационная жалоба А. К. Никитина в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ, 28.09.2001;
8. Определение Верховного Суда РФ от 06.11.2001;
9. Протест Заместителя Генерального прокурора РФ в Президиум Верховного Суда РФ от 15.02.2002;
10. Объяснения на протест от 26.03.2002;
11. Возражения на протест от 26.03.2002;
12. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 27.03.2002;
13. Определение Верховного Суда РФ от 31.05.2002;
14. Частная жалоба в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ от 09.07.2002;
15. Определение Верховного Суда РФ от 05.09.2002.
ДЕЛО ПАСЬКО (оспаривание Приказа Министерства обороны РФ № 055)
16. Жалоба Г. М. Пасько в Верховный Суд РФ от 9.01.2002;
17. Возражение Министерства обороны РФ на жалобу Г. М. Пасько от12.02.2002;
18. Письмо Министерства юстиции РФ от 11.02.2002;
19. Решение Верховного суда РФ от 12.02.2002;
20. Кассационная жалоба Министерства обороны РФ от 18.02.2002;
21. Дополнение к кассационной жалобе Министерства обороны РФ от 19.03.2002;
22. Кассационная жалоба Г. М. Пасько от 28.02.2002;
23. Объяснение Г. М. Пасько на кассационную жалобу Министерства обороны РФ от 26.03.2002;
24. Определение Верховного суда РФ от 7.05.2002;
25. Определение Верховного суда РФ от 31.05.2002;
26. Частная жалоба Г. М. Пасько от 01.07.2002;
27. Определение Верховного суда РФ от 24.09.2002.
ДЕЛО НИКИТИНА (оспаривание положений Указа Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 года и ГПК РСФСР)
28. Жалоба А. К. Никитина в Конституционный Суд РФ, ноябрь 2001
29. Письмо Секретариата Конституционного суда РФ от 26.12.2001;
30. Жалоба А. К. Никитина в Верховный Суд РФ от 4.01.2002;
31. Определение Верховного Суда РФ от 21.01.2001;
32. Частная жалоба в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ, 21.02.2002
33. Определение Верховного Суда РФ от 02.04.2002;
34. Жалоба А. К. Никитина в Конституционный Суд РФ, апрель 2002;
35. Письмо Секретариата Конституционного Суда РФ от 28.06.2002.
ДЕЛО НИКИТИНА (оспаривание положений УПК РСФСР)
36. Жалоба А. К. Никитина в Конституционный Суд РФ от 05.09.2000;
37. Письмо Советника Управления Конституционных основ уголовной юстиции от 29.09.2000;
38. Заявление А. К. Никитина в Конституционный Суд РФ от 05.01.2001;
39. Письмо начальника управления Конституционных основ уголовной юстиции от 22.06.2001;
40. Ответы на вопросы, поставленные судьей Конституционного суда РФ Г. А. Жилиным;
41. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.07.2002.
ДЕЛО НИКИТИНА (оспаривание положений Закона РФ «О государственной тайне»)
42. Жалоба А. К. Никитина в Конституционный Суд РФ, январь 2002;
43. Заявление А. К. Никитина в Конституционный Суд РФ;
44. Определение Конституционного Суда РФ от 13.06.2002.
ДЕЛО ПАСЬКО (оспаривание положений Приказа Министерства обороны № 010)
45. Жалоба Г. М. Пасько в Верховный суд РФ от 9.01.2002;
46. Возражения на жалобу Г. М. Пасько от 12.02.2002;
47. Решение Верховного суда РФ от 13.02.2002;
48. Кассационная жалоба Министерства обороны РФ от 26.02.2002;
49. Определение Верховного суда РФ от 07.05.2002.
История дела Никитина
Александр Константинович Никитин — бывший офицер-подводник и инспектор ядерной безопасности, позднее ставший работать с экологическими проблемами, начал работать в объединении «Беллона» в 1994 году. В феврале 1996 года он был арестован и обвинен в шпионаже за участие в написание доклада «Беллоны» о ядерной безопасности на Северном флоте.
Примеры решений конституционного суда рф
Такие меры включают индексацию зарплаты в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные и муниципальные органы и учреждения индексируют ее в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами. Другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Определение Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2020 г
1. Часть первая статьи 45 УПК Российской Федерации по ее конституционно-правовому смыслу не исключает, что представителем потерпевшего и гражданского истца в уголовном процессе могут быть иные — помимо адвокатов — лица, в том числе близкие родственники, о допуске которых ходатайствует потерпевший или гражданский истец.